Похоже, прецедент создан. Вероятно впервые в России в деле об авторских и смежных правах суд руководствовался не только «буквой закона», но и здравым смыслом, отобрав у Microsoft товарный знак «Windows» в пользу компании «Вельтпласт». Пока только на территории России.
Вкратце напомним суть дела. В 1998 году в российском сегменте сети Интернет было зарегистрировано доменное имя windows.ru. Фирма «Народные окна», принадлежащая компании «Вельтпласт», благополучно использовала этот домен для поддержки своего бизнеса, поскольку основным профилем её деятельности было производство недорогих пластиковых окон. Так как английское слово «windows» на русском языке означает «окна», то всё было в рамках закона. Официальный сайт на данном домене благополучно работал и продвигал бизнес компании до тех пор, пока на её горизонте не появилась корпорация Microsoft.
В 2012 году IT-гигант через суд отобрал домен у «Вельтпласта», мотивировав свои претензии тем, что товарный знак «Windows» был зарегистрирован ещё в 1994 году, то есть раньше, чем появились «Народные окна». Неизвестно, до каких бредовых ситуаций может довести тенденция регистрации общеупотребительных слов в качестве товарных знаков с последующим «выкручиванием рук» бизнесу и отдельным лицам, но в данном случае всё сложилось иначе.
Решение суда «Вельтпласт» не устроило и было оспорено в Палате по патентным спорам. Но в мае 2013 года Роспатент счёл аргументы неубедительными и в апелляции отказал. После чего «Вельтпластом» снова была подана апелляции, но уже в суд по интеллектуальным правам. И 10 декабря 2014 года новый суд признал решение Роспатента незаконным и возвратил товарный знак «Windows» «Народным окнам».
Мы можем только догадываться, присутствовали в данном решении какие-либо политические мотивы, или просто к «букве закона» был подключен здравый смысл, но судья Сергей Рогожин принял решение, что слово «окна» даже в своём английском варианте является видовым понятием, обозначающим строительную конструкцию, и вошло во всеобщее употребление. И на этом основании полностью удовлетворил иск «Вельтпласта».
Теперь на территории России Microsoft не владеет товарным знаком «Windows», и признана по отношению к нему лишь третьим лицом. Впрочем, у софтверного гиганта есть два месяца, чтобы оспорить ситуацию и начать новую судебную тяжбу. Воспользуется Microsoft этой возможностью или нет, узнаем совсем скоро. Хотя, имеется немалая вероятность того, что данное решение в конечном итоге коснётся лишь спорного интернет-домена, не затронув права на сам товарный знак «Windows» на российской территории, который останется за IT-гигантом.
Если же вернуться к «Вельтпласту», то генеральный директор компании Дмитрий Шаповалов пообещал отобрать у Microsoft ещё и «офис», аргументировав это тем, что общеупотребительные слова должны принадлежать людям, и недопустимо регистрировать на них авторские права. «Мы просили прекратить поддержку товарного знака «Windows», так как хотим, чтобы слово «окна» было общедоступным» — заявил бизнесмен. И привёл в качестве примера: «Компания Xerox придумала слово «ксерокс», которого до этого не существовало, почему Microsoft не может сделать то же самое?».
Вообще, 2014 год для Microsoft в России выдался достаточно сложным. Например, один из юристов компании поделился с журналистами информацией о том, что в этом году суды неоднократно отказывали софтверному гиганту в исках о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. Причём, отказы уже приобрели поистине массовый характер, чего не наблюдалось во все предыдущие годы. С большой долей вероятности эту тенденцию связывают с антироссийскими санкциями, к которым Microsoft хоть и частично, но всё же присоединилась. А также с накопившимся за долгие годы раздражением в госструктурах крайне агрессивным продвижением корпорацией своих продуктов и услуг и беспардонным лоббированием собственных интересов во всех уровнях российской власти.
Масла в огонь подливает и решение властей разработать собственный софт для российских пользователей, в том числе и национальную операционную систему на замену Windows. А также недавние практические решения в этом направлении, в кои-то веки достаточно разумные и практичные. Неужели над головой Microsoft в России начинают сгущаться тучи? Поживём, увидим.
По материалам РБК.