Развитие и рост мозга новорожденных детей, родившихся раньше срока, определяют уровень их умственных способностей в будущем. Чем быстрее растет мозг ребенка, тем выше будет уровень его умственных способностей в дальнейшей жизни, как показали результаты нового исследования новорожденных. Ученые обнаружили, что чем быстрее растет церебральная кора головного мозга в течение первых месяцев жизни детей, тем выше результаты в тестах, выполнение критерий умственных способностей, разработанного для измерения уровня их мышления, речи, планирования и концентрации внимания в возрасте 6 лет.
Церебральная кора является внешним слоем мозга, который играет важную роль для развития речи, памяти, внимания и мышления. В ходе анализа не было обнаружено никакой связи между размером детского головного мозга, и результатами тестирования ребенка в дальнейшей жизни. Также пока остается неясным, распространяются ли эти данные на детей, родившихся в срок, но ученые сообщили, что эта информация поможет им понять причину сбоя или ошибки в деятельности и развитии мозга детей, родившихся раньше срока, которые приводят их к проблемам с умственной отсталостью в дальнейшей жизни.
«Это указывает нам на то, что период развития ребенка в утробе матери является важным периодом для развития мозга», – отметил исследователь анализа Дэвид Эдвардс (David Edwards), профессор в области медицины в имперском Колледже в Лондоне. Любой фактор, который нарушает этот рост, в том числе преждевременное рождение или какое-то заболевание, это может снизить познавательные способности ребенка, как сказал Эдвардс.
Эдвард и его коллеги исследовали 82 младенцев, родившихся в сроке 30 недель ранее. (Полный срок беременности, колеблющимся в пределах 38-42 недель). Ученые использовали мрт для сканирования мозга маленьких детей сразу после их рождения – в случае, когда некоторые из них весили меньше, чем 700 граммов, а также в день, когда надо было родиться, если бы беременность продолжалась до назначенного срока. Ни у одного из детей при рождении не выявлено каких-либо существенных повреждений мозга.
Некоторые дети выполняли мозга только один раз, другие – два или три раза, а некоторые должны были сканировать мозг восемь раз в течение всего анализа. (Принцип действия магнитно-резонансной томографии построен с помощью магнитного поля, а не излучения, поэтому дети в этом анализе не были подвержены риску побочных эффектов при съемке головного мозга).
Исследования по критерию умственных способностей проводилось, когда детям исполнилось 2 года, а потом 6 лет. Темпы роста коры головного мозга в детстве был связан, в частности, с результатами тестов, в ходе которых оценивалась внимание, речь, память, планирование и способность к концептуализации количества. Результаты исследований ребенка в возрасте 6 лет, у которого церебральная кора головного мозга вырастала на 5-10 процентов меньше, чем другого ребенка, были несколько ниже.
Результаты были постоянными, независимо от общественного класса детей. Тем не менее, вполне возможно, что помимо роста мозга и другие факторы, как, например, взаимодействия между ребенком и его семьей также повлиять на результаты тестирования, как отметил Д-р Питер Розенберг (Питер Розенбергер), Главного Госпиталя Массачусетса и Хитрый Адамс (Хизер Адамс) из Медицинского Центра Университета Рочестера.
Информация может помочь ученым узнать, что терапия, применяемая для преждевременно рожденных младенцев, поможет им в дальнейшей жизни, как показал анализ. Если лечение может увеличивать рост коры головного мозга, тогда оно может уменьшить риск появления проблем с умственной отсталостью в детском возрасте.
Анализ был подробно опубликован в журнале «Neurology».
Оригинал (на английском языке. языке): LiveScience Перевод: М. Гончар
украинский версія: От швидкості роста мозку у немовлят зависит рівень розумових здібностей