Вся правда об оккупации Донбасса. Кто такой Владислав Сурков? Готова ли Украина уничтожить Кремль на Донбассе?

В этой связи «Деловая Столица» решила внимательнее присмотреться к фигуре самого Суркова и к контролируемым им кремлевским марионеткам в руководстве фейковых ДНР и ЛНР. С осени прошлого года из Донецка и Луганска поступала информация об ослаблении позиций Суркова и даже о якобы принятом Кремлем решении отстранить его от кураторства над сепаратистскими анклавами в вопросах социально-экономической и административной политики. Сейчас видна противоположная тенденция, и можно ожидать дальнейшего усиления влияния Суркова, если начнется реализация его плана решения донбасского вопроса. В то же время не исключены новые конфликты между Сурковым и другими российскими кураторами на Донбассе, такими как Вячеслав Володин и силовики (ФСБ, ГРУ, МО РФ).

Также немалый интерес представляют отношения Суркова и его креатур в ДНР и ЛНР с местными олигархами, особенно с Ринатом Ахметовым. Сейчас у бывших «хозяев Донбасса» новые надежды. Ключевой вопрос — каковы шансы Украины в конечном итоге реализовать свой план, а не план Суркова.

Помощник и его функция.

Владислава Суркова, ныне занимающего должность помощника президента РФ, принято считать идеологом режима, входящим в узкий круг тех, к чьему мнению прислушивается Владимир Путин.


В Кремль Сурков попал весной 1999 г. — «исключительно одаренного пиарщика» и «очень талантливого креативщика» (как его охарактеризовал когда-то Михаил Ходорковский, фактически выдавший Суркову путевку в жизнь, пригласив в 1987-м возглавить рекламный отдел Центра межотраслевых научно-технических программ Фонда молодежной инициативы при Фрунзенском райкоме ВЛКСМ) приметил тогдашний глава президентской администрации Александр Волошин и назначил своим помощником. А уже в августе того же года Сурков стал заместителем руководителя АП и пребывал на этом посту до мая 2008-го, пока президент Дмитрий Медведев не повысил его до первого зама руководителя АП. На этой должности он проработал до декабря 2011 г.

В день назначения заместителем председателя правительства РФ 27 декабря 2011 г. Сурков хвастался в интервью агентству «Интерфакс»: «Я был в числе тех, кто помогал президенту Ельцину осуществить мирный переход власти. В числе тех, кто помогал президенту Путину стабилизировать политическую систему». Действительно, за время работы в президентской администрации при трех президентах Сурков значительно увеличил свой аппаратный вес, курируя ряд вопросов внутренней политики. Его первым важным проектом стало создание предвыборного блока «Единство» в 1999 г. — в противовес блоку Евгения Примакова и Юрия Лужкова «Отечество — Вся Россия». В 2001-м Сурков со своей командой политтехнологов работал над объединением политических сил в проектах «Единство» и «Отечество». На их базе был сформирован Общероссийский союз «Единство и Отечество», в который также влилось движение «Вся Россия». Вскоре данный конгломерат был превращен в партию «Единство и Отечество — Единая Россия», которая в 2003-м переименована в «Единую Россию» — нынешнюю партию власти.

Занимаясь организационным и информационно-аналитическим обеспечением деятельности президента по вопросам внутренней политики, а также федеративных и межнациональных отношений, Сурков продолжал политтехнологические эксперименты — движения «Идущие вместе» и «Наши», партии «Умная Россия» и «Справедливая Россия». К концу нулевых за Сурковым прочно закрепился имидж серого кардинала, кукловода российской политики, подпитываемый в том числе коллегами по цеху. В частности, Глеб Павловский сказал о Суркове: «Он не просто контролировал работу, а программировал ее, программировал разные политические проекты, он мог одновременно вести президентские выборы, партии, губернаторов, все это увязывать между собой в единой политической повестке».

Период, когда Сурков пробовал себя в роли публичного политика, продлился всего полтора года. Заместителем председателя правительства РФ он проработал до 21 мая 2012 г., а потом до 8 мая 2013-го совмещал эту должность с обязанностями руководителя аппарата правительства. Популярной версией отставки Суркова считается та, где он стал жертвой аппаратной атаки Сергея Иванова (бывшего соперника Медведева в борьбе за статус преемника) и Вячеслава Володина (сменившего Суркова на посту первого замглавы администрации президента) на главу правительства Медведева. Однако верно также и то, что Сурков банально не справлялся со своими обязанностями в правительстве. В частности, в его функции входила реализация государственной инновационной политики, в том числе курирование проекта «Сколково», погрязшего в ворохе коррупционных скандалов.

Однако уже в сентябре 2013-го Сурков был взят на работу помощником президента РФ, то есть фактически вернулся в привычную для себя среду, где главным мерилом статуса выступает неформальное влияние на процессы. К тому времени направление внутренней политики было уже прочно закреплено за Ивановым и Володиным, а Суркову достались вопросы взаимоотношений с Абхазией и Южной Осетией, а позже и с Украиной. Можно сказать, что последние два с половиной года Сурков совмещает роли идеолога и посыльного по особым поручениям. Точно известно как минимум о двух его поездках в Киев во время революции — 20 января и 14-15 февраля 2014 г. О том, чем он занимался в нашей столице, существует много версий. К примеру, экс-глава СБУ Валентин Наливайченко уверен, что Сурков руководил группами снайперов-иностранцев, которые расстреливали активистов. Также в мае прошлого года «связной от Путина» выезжал в Абхазию с целью урегулирования внутриполитического кризиса в этой непризнанной республике.

Последние два с половиной года Сурков совмещает роли идеолога и посыльного по особым поручениям. Точно известно как минимум о двух его поездках в Киев во время революции. Однако, несмотря на громкие заявления Валентина Наливайченко и других политиков, версия о группах снайперов-иностранцев доказана не была

В конце января 2014-го в Москву на встречу с Сурковым летал спикер крымского парламента Владимир Константинов. А 27 февраля представители команды Суркова были замечены на территории АРК, где занимались идеологическим сопровождением аннексии полуострова. С началом оккупации Донбасса группа политтехнологов Суркова занималась проектом «Новороссия», в частности, пыталась сформировать «Украинский фронт» — структуру, которая стала бы инструментом по поддержке сепаратизма в юго-восточных областях Украины. Ответственным за этот проект был назначен Борис Рапопорт (см. «Бригада сурковских кураторов ДНР/ЛНР»). В рамках проекта предполагалось формирование так называемых народных дружин по «защите» городских администраций от «хунты» — то есть работа на раскол Украины. Другим направлением работы Рапопорта стало участие в создании террористической организации «Харьковские партизаны», боевики которой на протяжении 2014-2015 гг. совершали теракты и диверсии на территории Харьковской области.

Бригада Сурковских Кураторов

С весны 2014 г. представители команды Владислава Суркова были самым непосредственным образом задействованы в процессе создания сепаратистских квазигосударственных формирований ДНР и ЛНР на территории украинского Донбасса. Кураторы-сурковцы фактически занимались координацией социально-экономического блока и административными вопросами на временно оккупированных территориях. Среди наиболее известных фигур кураторов необходимо выделить следующих:

Олег Говорун — 11 октября 2013 г. назначен начальником Управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, а также непризнанными «Республикой Абхазия» и «Республикой Южная Осетия». Известен в руководстве сепаратистов под позывным «Плотник».

Борис Рапопорт — до декабря 2014-го занимал должность заместителя начальника Управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ. Курировал украинское направление, в частности, известно, что он координировал «группу Олега Царева», деятельность «парламента Новороссии» и другие проекты на временно оккупированных территориях Донбасса. Уволился по собственному желанию якобы в связи с проблемами со здоровьем. В одном из интервью после увольнения заявил: «Когда я назначался в 2013-м, уже тогда в приемной Суркова висела карта Российской империи, на которой Крым был частью России».

Владимир Авдеенко — бывший начальник одного из департаментов в составе Управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ. Курировал экономическую составляющую отношений с ДНР и ЛНР, уволен осенью 2014 г. Уход из управления Авдеенко и Рапопорта произошел после того, как стала понятной бесперспективность проекта «Новороссия» и возникла потребность переформатировать группу кураторов под новые задачи.

Игорь Удовиченко — после ухода Рапопорта был назначен на его место. С июля 2013 г. по май 2014 г. был генеральным директором группы компаний «Росводоканал». Ранее, с мая 2011-го, работал заместителем руководителя Управления президента РФ по внутренней политике.

Максим Поляков — работает заместителем начальника Управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ с января 2015 г. Бывший заместитель губернатора Ивановской области. Известен в руководстве сепаратистов под позывным «Полярник». Одним из главных контактеров Полякова на оккупированной части Донбасса являлся Денис Пушилин.

Андрей Годнев — известен среди сепаратистов как Андрей Новогородцев. Член ассоциации политтехнологов РФ, главный технолог по полевой работе политической партии «Единая Россия».

Тимофей Худяков — известен среди сепаратистов как Кирилл Тимофеев. Правая рука Андрея Годнева. Ранее работал пиар-технологом, журналистом, был замначальника управления информационной политики Волгоградской области.

Александр Копнов — куратор информационных проектов сепаратистов ДАН и «Луганский информационный центр».

Павел Карпов — известен среди сепаратистов как Николай Павлов. Российский политтехнолог. По информации «Реальной газеты», в 2014 г. выполнял функции «советника руководителя по политическим вопросам» в команде Валерия Болотова.

Позывной «Патриот» — руководил финансовыми потоками, которые поступали из России в ДНР, согласно данным «Информационного сопротивления», имеет отношение к российским спецслужбам. Фамилия не установлена.

Позывной «Чайка» — осуществлял кураторство над «органами самоуправления» в ДНР. Согласно информации «ИС» координировал деятельность сепаратистского движения «Донецкая республика». Фамилия не установлена.

Сурков не сможет защитить имущество Ахметова

Формирование собственных «элит» в сепаратистских анклавах добавляет проблем хозяину СКМ — ему все сложнее препятствовать отжиму собственности и бизнеса

Сказать наверняка, когда началось сотрудничество Владислава Суркова и Рината Ахметова, сегодня сложно. Став куратором Управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ (ныне эта структура выступает неформальным штабом, координирующим деятельность сепаратистских анклавов на территории Украины), Сурков еще до активной фазы конфликта развивал украинское направление, что впоследствии вылилось в специфическую роль его и близких к нему людей в событиях на Евромайдане, в Крыму и на Донбассе. Уже тогда представители команды Суркова активно контактировали с людьми Александра Ефремова в Луганске и Ахметова в Донецке.

Судить о содержании тех контактов можно только косвенно, по тому, как сегодня развивается ситуация. А еще — по многочисленным сливам от самих сепаратистов, контролируемых конкурирующими российскими группами влияния. Так, согласно откровениям Павла Губарева, весной 2014 г. координацией действий и финансированием митингующих под Донецкой ОГА занимался Ахметов. Среди его креатур в руководстве сепаратистов Губарев называл на тот период Дениса Пушилина и Александра Ходаковского. Известно, что Ходаковский в феврале 2014 г. был одним из участников штурма Дома профсоюзов в Киеве как руководитель управления «Альфа» СБУ в Донецкой области. После захвата российско-террористическими войсками части Донецкой области он стал командиром бандформирования «Восток», «секретарем Совета безопасности ДНР» и возглавил сепаратистскую организацию «Патриотические силы Донбасса». При этом Ходаковский имеет устойчивый имидж «протеже Ахметова», в частности, в интервью российскому изданию Forbes он заявил: «Если я человек Ахметова, тогда он самый большой патриот ДНР, поскольку в таком случае он финансирует то подразделение, которое позволяет этой республике существовать». По этому поводу пресс-служба владельца СКМ вынуждена была сделать специальное заявление о том, что слова Ходаковского, которые были расценены как признание в получении денег от Ахметова, неверно интерпретированы.

Можно сказать, что Ахметов на Донбассе сегодня повторяет судьбу сбежавшего из Украины Павла Лазаренко. Того тоже по инерции какое-то время боялись, а потом в считанные месяцы от «империи Лазаренко» мало что осталось.

В любом случае уже можно говорить о том, что не оправдался стратегический расчет Ахметова защитить свое имущество при помощи влияния Суркова. В настоящее время группа «председателя правительства ДНР» Александра Захарченко и другие менее влиятельные формирования в ЛНР/ДНР укрепляют свои институциональные позиции, что неизбежно выливается в перераспределение собственности, в том числе и принадлежащей Ахметову. Последний вопиющий пример — сеть ахметовских супермаркетов «Брусничка» начала превращаться в подконтрольную местным «элитам» сеть «Авоська». Также на «официальных» сайтах сепаратистов гуляет информация о том, что распределительные подстанции и сети, находящиеся на балансе ПАО «ДТЭК Донецкоблэнерго», должны перейти под управление «республиканских» предприятий. Можно сказать, что Ахметов на Донбассе сегодня повторяет судьбу сбежавшего из Украины Павла Лазаренко. Того тоже по инерции какое-то время боялись, а потом в считанные месяцы от «империи Лазаренко» мало что осталось. Можно провести и другую аналогию. Символом власти Ахметова является «Донбасс Арена», как символом власти Януковича было Межигорье. Стадион до сих пор не забрали потому, что это слишком дорогая игрушка — пока никто не желает тратиться на его содержание. Как только «Донбасс Арена» присоединится к «Брусничке», далее процесс отбора имущества пойдет лавинообразно.

Впрочем, подобного развития событий может и не случиться. Сегодня группа Суркова готовится к разным вариантам развития событий на Донбассе. В том числе разрабатывается стратегия «триумфального возвращения» команды Ахметова в Донецк, предполагающая зачистку неподконтрольных бандформирований и объединение вокруг ОПГ «Люкс» боевиков Ходаковского. В этом контексте просматриваются аналогии с чеченским сценарием, когда власть после второй войны получил клан Рамзана Кадырова.

Что же касается активности в мирной части Украины, то группа Суркова планирует использовать Запорожскую область как форпост для дестабилизации политической ситуации. Усиление ОПГ «Люкс» в Запорожье, победа на выборах мэра города Владимира Буряка, активизация сепаратистской риторики на фоне пропаганды экономической автономии региона — это проявления тонкой игры Суркова на политическом поле Украины. Хотя говорить об угрозе образования ЗНР прежде-
временно, тем не менее эта область является наиболее уязвимой в случае нагнетания новой волны сепаратизма.

Российские кураторы никак не поделят сферы влияния.

С начала сепаратистских акций на территории Донбасса Кремлем было сформировано несколько групп влияния. И вот уже почти два года они борются между собой, применяя любые методы.


Пауки в Донбасской банке

Только одной из групп влияния в ДНР/ЛНР стала кремлевская команда Владислава Суркова, с весны 2014 г. курирующая административные, политические и социально-экономические блоки в руководстве сепаратистов.

В частности, ряд российских политтехнологов, имеющих отношение к группе Суркова, координировали политическое направление в команде Валерия Болотова в Луганске. Они же формировали повестку дня, отвечали за координацию работы «правительства» и «парламента» луганских сепаратистов. Однако 4 июля 2014 г. пост «председателя совета министров ЛНР» по решению Кремля занял российский политтехнолог Марат Баширов — GR-менеджер группы компаний «Ренова», возглавляемой российским олигархом Виктором Вексельбергом. Присланный из Москвы гауляйтер координировал вывоз на территорию РФ имущества ряда промышленных предприятий Луганщины. Недолгое «премьерство» Баширова в ЛНР запомнилось также рейдерством и отжимом собственности. Представители Суркова не вмешивались в рейдерские схемы Баширова.

Более конфликтно развивалась ситуация в Донецке. 16 мая 2014 г. по решению Кремля «премьер-министром ДНР» стал российский политтехнолог Александр Бородай, который долгое время работал на олигарха Константина Малофеева. Первое время он не был связан с группой Суркова, однако примкнул к ней летом 2014 г. В то время у команды Суркова обострились отношения с представителями ФСБ (группировка Игоря Гиркина по кличке Стрелков) и дошел до точки кипения конфликт со ставленниками российского ГРУ (группировка Игоря Безлера по кличке Бес). Когда 1 июля Управление внутренних дел МВД в Донецке было захвачено боевиками Безлера, Бородай в тот же день, действуя в интересах команды Суркова, через российские СМИ объявил группировку Беса вне закона.

После бегства Гиркина из Славянска в Донецк Бородай отправился в Москву, где провел встречу с Сурковым и выступил с заявлением, оправдывающим отступление Гиркина. Однако вскоре команда Суркова включилась в кампанию по дискредитации Гиркина, тем самым задев интересы ФСБ. Тогда же испортились отношения между Гиркиным и Бородаем, а российские кураторы из силовых структур развернули ответную информационную войну с группой Суркова.

После ухудшения ситуации на фронте в августе 2014 г. Кремль решил вывести всех руководителей сепаратистов с гражданством РФ на территорию России. Из Луганска туда эвакуировался Баширов, из Донецка — Бородай и Гиркин. Вместо них для презентации на минских переговорах были активированы местные «лидеры» сепаратистов. Для управления ими из Москвы прибыли расширенные группы кураторов. Весомую роль в этом сыграл лично Сурков. Особым направлением его деятельности стал минский процесс. В то же время на оккупированных территориях влияние команды Суркова распространилось и на военную сферу, что привело к еще большему ухудшению отношений с группой силовиков.

Сурков рассчитывает восстановить влияние на социально-экономический и административный блоки в руководстве сепаратистских анклавов через усиление своей роли в минском процессе.

Кураторы из ФСБ активно использовали фигуру «начальника ГРУ ДНР» Сергея Дворковского по кличке Хмурый для борьбы со ставленником Суркова — командиром батальона «Восток» Александром Ходаковским (бывший командир спецподразделения СБУ «Альфа» в Донецкой области, имеет устойчивый имидж «человека Ахметова»). Позиции Ходаковского в октябре-декабре 2014 г. действительно могли пошатнуться. Сурков решил развалить группировку Хмурого изнутри, внедрив в структуру «ГРУ ДНР» своих людей. Параллельно он добился в Кремле решения о выводе Хмурого из ДНР на территорию Ростовской области. После этого боевики-фанатики из окружения Дворковского потеряли власть в «ГРУ ДНР», а само это формирование превратилось в обычную ОПГ, занимающуюся массовыми грабежами, похищениями и отжимами. Так руками команды Суркова был нанесен еще один удар по позициям ФСБ в Донецке.

Усилению российских кураторов из группы Суркова способствовало их участие в организации «выборов» на оккупированных территориях в ноябре 2014 г. Результатом этой работы стал окончательный приход к власти Александра Захарченко в ДНР и Игоря Плотницкого в ЛНР с последующим формированием вокруг них новых политических кланов.

Проблемным направлением оставалось отсутствие полного контроля над рядом полевых командиров в сепаратистских анклавах. Большинство из них имели контакты с какой-либо из групп российских кураторов, но при этом обладали относительной самостоятельностью. Кремль в октябре 2014 г. дал указание совместно решить данную проблему вне зависимости от существующих разногласий между кураторами. Начались аресты и зачистки ряда полевых командиров, разоружение отдельных бандформирований. В ЛНР с этой целью были задействованы ресурсы внутренних войск РФ, предназначенных для контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского федерального округа, а в ДНР — ресурсы российского ГРУ.

Взлеты и падения Суркова после Минска-2.

В начале 2015 г. во время обострения ситуации на фронте и наступления объединенных российско-сепаратистских войск значительно укрепилось влияние группы силовиков, а позиции команды Суркова ослабли. Но после подписания вторых минских соглашений 11-12 февраля 2015 г. роль Суркова снова возросла.

Более того, его команде удалось устранить из руководства ДНР представителей группы Вячеслава Володина — первого заместителя руководителя администрации Путина. Володин развивал тесные отношения с группой силовиков, оказывал поддержку Гиркину и имел старые конфликты с Сурковым за влияние в Кремле.
4 сентября 2015 г. были организованы отставка и арест «председателя народного совета ДНР» Андрея Пургина и «руководителя секретариата народного совета ДНР» Алексея Александрова, относящихся к команде Володина.

Но в октябре развернулся коррупционный скандал вокруг «министра топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР» Дмитрия Лямина. Следы коррупционных схем прямиком вели не только к местным олигархам, но и в окружение самого Суркова. Использовав эти козыри, группа силовиков нанесла удар по позициям Суркова в Кремле и, как следствие, на оккупированных территориях.

С начала ноября из Луганска и Донецка поступали подтверждения информации о принятом Кремлем решении отстранить Суркова от кураторства ЛНР/ДНР в вопросах социально-экономической и административной политики. Большинство людей Суркова были отозваны с оккупированных территорий, а «Фонд землячеств Донбасса», через который он контролировал не только поставки гуманитарной помощи, но и восстановление инфраструктуры в сепаратистских анклавах, распущен. Параллельно отмечалось увеличение количества кураторов, представляющих российские спецслужбы и генштаб. ФСБ и российские военные начали проверки в «армейских корпусах» и в чиновничьем аппарате сепаратистов на предмет связей с контрабандой, коррупцией и т. д. Произошел ряд отставок в Донецке и Луганске. Часть информации о перестановках, инициированных силовиками, публично не афишировалась.

В результате всех этих пертурбаций группа силовиков нарастила свое влияние. Им удалось полностью вывести из-под контроля команды Суркова военное направление сепаратистов. Формирование 1-го и 2-го «армейских корпусов» на Донбассе стало прерогативой ФСБ, ГРУ и генштаба ВС РФ. Также укрепились позиции группы Володина, ранее ослабленные ударом команды Суркова по группировке Пургина в Донецке. Наконец, Кремль задействовал Дмитрия Козака (с 14 октября 2008 г. занимает должность заместителя председателя правительства РФ, с марта 2014-го курирует в правительстве вопросы, связанные с Крымом и Севастополем) как еще один центр влияния в ДНР/ЛНР. Группа Козака стала ответственной за «замораживание конфликта», формирование экономической политики по опыту Приднестровья.
Влияние же команды Суркова после отстранения от кураторства над социально-экономическим и административным блоками сосредоточилось исключительно на минском процессе. Первым достижением Суркова стало одобрение Путиным его инициативы о включении в переговорный процесс Бориса Грызлова, вторым — встреча с Викторией Нуланд в Калининградской области. Однако о каких-либо успехах Суркова в реализации его задумок говорить пока рано.

Можно не сомневаться, что Сурков теперь постарается восстановить утраченные его группой позиции на оккупированной территории. Поэтому впереди — новые схватки пауков в донбасской банке.

Донбасские разборки продолжились в России

С весны 2015 г. активная кампания по дискредитации группы Владислава Суркова в ДНР и ЛНР была развернута конкурентами из команды силовиков на территории России. Через ультраправые неонацистские организации и группировку Игоря Гиркина (Стрелкова) активно распространялся компромат как на самого Суркова (информация о его заграничных счетах, зависимости от наркотиков), так и на членов его команды — Александра Бородая, Ростислава Ищенко, Владимира Соловьева, Николая Старикова, Алексея Чеснакова и др. А также свидетельства причастности к контрабанде и коррупции связанных с Сурковым членов руководства ДНР и ЛНР.

В свою очередь Сурков в ответ на рост популярности Гиркина и связанных с ним структур, таких как СВОД («Содружество ветеранов ополчения Донбасса»), движение «Новороссия» и т. п., активировал ресурс кремлевского политтехнолога Бородая. В итоге в противовес группе силовиков под патронатом Бородая в конце августа 2015 г. была создана организация «Союз добровольцев Донбасса». Это нанесло удар по СВОД и объединило под крылом Суркова российских наемников, воевавших на стороне донбасских сепаратистов и считавшихся ранее средой для активной работы группы Стрелкова.
Впрочем, сейчас все эти организации пребывают в глубоком кризисе из-за отсутствия поддержки со стороны обывателей — реальные зарплаты в РФ падают, уровень жизни сокращается, и канал добровольных пожертвований «для защиты русских в Украине» обмелел окончательно.

Перебьет ли Украина план Суркова собственным планом

Судя по всему, Киев получил от западных партнеров согласие на более жесткую и менее сговорчивую позицию в переговорах с Москвой. Это повышает шансы Украины сорвать кремлевские сценарии.


Встреча Владислава Суркова и Виктории Нуланд под Калининградом 15 января была важна прежде всего для самого Суркова. Так же как и подключение Бориса Грызлова к работе трехсторонней контактной группы в Минске важно прежде всего для самого Грызлова. Они, то есть Сурков и Грызлов, получили от Путина почетную миссию: принести российскому обывателю Украину «на блюдечке с голубой каемочкой». И если они это сделают, то смогут рассчитывать на более значимые позиции в кремлевской иерархии, чем их нынешние скромные должности — президентского советника у Суркова и члена Совбеза у Грызлова.

При этом не обязательно, чтобы Украина оказалась уничтоженной или поверженной. Достаточно, чтобы Россия выглядела победительницей: добилась надежных гарантий защиты прав русскоязычного Донбасса. А Украина выглядела как failed state — несостоявшееся государство, раздираемое внутренними противоречиями, наглядный урок, к чему приводят «цветные революции, инспирированные США».

В тандеме Сурков — Грызлов первый отвечает за концепцию плана, второй — за технические детали. Концепция — это именно то, что обсуждали четыре часа Сурков и Нуланд. «По некоторым чувствительным вопросам, как, например, конституционная реформа, безопасность и выборы, выдвигались идеи, которые могут быть обсуждены в контактной группе в нормандском формате», — рассказал исполненный собственной важности Сурков после встречи с помощницей госсекретаря США. И эти его идеи вместе с техническими деталями мы уже слышим от Грызлова на переговорах в Минске.

Пока Украине выгодно оттягивать окончательное решение в расчете на изменение общей ситуации. Ведь это Путин торопится, а мы — нет.

Концепция Суркова исходит из того, в чем твердо уверены и сам Сурков, и Путин, и тот же Грызлов: что Украина — это искусственно сшитое образование, и стоит лишь надрезать по швам, как она сама распадется на лоскутки. Судя по интенсификации переговорного процесса (в самых разных форматах) за последние два месяца, Путин намерен решить все по-быстрому, чтобы уже к лету заявить об окончании донбасского конфликта на выгодных для России условиях (и об отмене секторальных санкций, введенных против РФ странами Запада). А к сентябрю, когда предстоят выборы в Госдуму РФ, продемонстрировать бурный рост российской экономики на фоне углубляющегося системного кризиса в Украине.

Обеспечить этот кризис как раз и должно «возвращение Донбасса». Оно, как надеются в Кремле, потянет на дно украинскую экономику, что приведет к нарастанию социальных протестов по всей стране. В то же время местные советы, избранные на оккупированных территориях Донбасса под российским контролем (хоть и формально по украинскому законодательству), должны стать, по плану Суркова, базой для формирования мощной политической силы, которая будет продвигать две идеи. Во-первых, идею федерализации как якобы наиболее соответствующую языковой, культурной и этнической разнородности населения Украины. И, во-вторых, идею «русского мира» (вместе с православной компонентой), рассчитанную прежде всего на восточные и южные области, но также и на север: Сумы, Чернигов и, что особенно важно, Киев.

Технические детали, которыми сейчас озабочен Грызлов, призваны обезопасить местные советы, избранные на оккупированной части Донбасса, от роспуска Киевом и гарантировать неприкосновенность их депутатов. А чтобы Киев был сговорчивей, Кремль сейчас усиленно напоминает о возможности нового наступления под предлогом срыва Украиной выполнения минских соглашений. Этот шантаж подкрепляется завозом на оккупированные территории новых российских подразделений, техники, боеприпасов и горючего.

Война и план Суркова — это два варианта, как бы предлагаемые на выбор Киеву. Впрочем, никто не знает, какой вариант в конце концов выберет сам Путин. Пока что очевидно лишь то, что он готовится к ним обоим, в отличие от третьего варианта, который раньше тоже рассматривался как весьма вероятный. Имеется в виду замораживание конфликта по приднестровскому сценарию и выдвижение чего-то подобного «плану Козака», на который едва не повелась Молдова в 2003 г., но в последний момент отказалась. Сейчас у России нет ни денег, ни желания содержать фейковые ДНР и ЛНР, именно поэтому и оказался востребованным новый план Суркова.

Кремль рассчитывает, что «русский мир» в Украине обойдется ему гораздо дешевле — основные затраты возьмут на себя местные олигархи. Договориться с ними (и поделить мандаты в местных советах) — одна из функций Суркова. Сам он будет главным политтехнологом и фактическим руководителем этого политпроекта. Кстати, потому маловероятно, чтобы в нем нашлось место для Виктора Медведчука, который дружен с давним конкурентом Суркова — первым замглавы путинской администрации Вячеславом Володиным. По-видимому, Медведчуку и дальше придется самому тянуть свой «Украинский выбор».

Для Украины важно избежать реализации плана Суркова. Де-факто нам наиболее выгоден вариант полной заморозки конфликта и превращения оккупированных территорий Донбасса в закрытую зону типа Абхазии. Более плохой вариант — Приднестровье. Как интегрировать отколотые территории, никто толком не знает. Россия не примет к себе боевиков, а мы получим «отдельные районы», которые будут контролироваться извне.

В целом ситуация очень далека от решения: Украина хочет того, на что не согласен Кремль, а Кремль хочет того, на что не согласна Украина. Поэтому пока что нам остается только оттягивать окончательное решение в расчете на изменение общей ситуации. Ведь это Путин торопится, а мы — нет. Судя по итогам переговоров Петра Порошенко с вице-президентом США Джоном Байденом в Давосе в ночь с 20 на 21 января, партнеры уже не требуют от Киева спешить с выполнением своих обязательств по минским соглашениям. В то же время, так уж совпало, в западных СМИ одна за другой проходят волны публикаций, низводящих имидж Путина до уровня уголовника. А Международный уголовный суд в Гааге 27 января решил возбудить расследование преступлений на территории Южной Осетии в июле-октябре 2008 г. (в ходе российско-грузинской войны). Это повышает вероятность того, что правительства стран Запада не только не ослабят, но и усилят давление на путинский режим, а Украина сможет сорвать план Суркова. Вначале на уровне технических деталей, а затем и на уровне концепции.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.