Три «кита» конкурентоспособности: почему украинцы пока проигрывают на мировом рынке труда и что сделать, чтобы выигрывать

Организаторы сделали ставку на молодежь преимущественно ИТ-компаний, и, как мне кажется, не прогадали. Кроме того, невысокая стоимость дала возможность посетить мероприятие тем, у кого на самом деле «горят глаза».

Мероприятие заставило меня еще раз проанализировать не только то, как обстоят дела у нас в компании с вовлеченностью ИТ-шников, но взглянуть на проблему вовлеченности персонала более широко. Хотелось бы выделить несколько интересных, по моему мнению, аспектов, которые поднимались в ходе дискуссии:

  • профессиональные навыки, которые будут востребованными к 2020 году
  • частое использование игровых технологий в HR («геймификация»)
  • популярность перевода face-to-face коммуникаций в интернет-общение
  • связь между клиентами и HR-практиками
  • новый образ внутренних коммуникаций

Остановимся на первом аспекте. Причем не абстрактно, а конкретно — как именно те или иные практики могут быть применимы в работе металлургического холдинга.

Сравнительный перечень навыков, востребованных сегодня и к 2020 году, впервые озвученный на ежегодном бизнес форуме, выглядел как и все другие красивые картинки, которые я неоднократно видела в европейских бизнес-школах.

Однако Владимир Скидан из «Рэд Булла» обратил внимание, что три первых места занимают навыки, формирующиеся в школе и институте. Картинка дала повод для размышлений. На призовых местах оказались Комплексное решение проблем (Complex problem Solving), Критическое мышление (Critical Thinking) и Креативность (Creativity). И далее Владимир горевал о состоянии нашей системы образования, которая не позволит гражданам страны стать конкурентноспособными на мировом рынке труда.

Critical Thinking

Действительно, почему же мы столько лет говорим о необходимости перестройки системы образования, а воз и ныне там? Тема же благодарная, популярная среди политиков всех мастей, да и дети у них тоже есть.

Года два назад я услышала мнение авторитетного для меня человека, который говорил, что развитие системы образования в целом противоречит текущим целям государств (речь шла о странах постсоветского пространства и системе образования выросшей из СССР). Причина, продолжал мой собеседник, достаточно банальна — людьми легче управлять и манипулировать, когда они не способны к критическому осмыслению разных мнений, сопоставлению противоречивой информации, выработке собственного мнения. Толпа, что называется, «кушает» то, что ей дают. Я тогда отнеслась к этому взгляду как индивидуальному мнению, а сегодня, вспоминая частные и весомые публичные намерения уважаемых государственных деятелей на полное отсутствие прогресса в реформировании образования, думаю, что может быть он и был прав. Это просто такая игра, чтобы не было видно истинной цели.

Для тех, кто никогда не задумывался о сути различий между постсоветсткой и, например, английской системой образования, опишу свое понимание разницы. У них учат системному анализу и осмыслению событий, а у нас по-прежнему учат заучивать факты.

Вот, например, в английской школе изучаете вы Вьетнамскую войну. Там вас замучают вопросами о том, какая была позиция у США, у СССР, у Вьетнама, что вы думаете по этому поводу, почему вы так думаете и т.д. А у нас? Начнем с того, что вообще мировая история и расстановка сил изучается скудно, упор делается на историю родного государства. А спрашивают что? В каком году состоялась война, как звали основных участников. Ну, даже если и спросят о причинах, то требуют единственно правильного ответа, совпадающего с текущей позицией государства. Так критическое мышление не разовьется. Прав Владимир Скидан.

Вы думаете, отсутствие критического мышления не влияет на развитие таких отраслей, как тяжелая промышленность? Еще как влияет! Чтобы конкурировать в мировой металлургии, нужно также работать над снижением затрат. Это делается и в Европе, и в Азии. Вспомните Японию, откуда вышли знаменитые на весь мир системы Кайзен и непрерывного совершенствования.

Думаете, в чем основная проблема их внедрения у нас? В том, что люди думать не приучены, не умеют попросту. Вот и изощряемся с обучением в рамках одной компании… У нас средний возраст сотрудников на предприятиях 43 года. Чтобы в таком возрасте в чем-то убедить людей, нужны нестандартные приемы. У нас, например, Энвер Цкитишвили, директор «Азовстали», мотивирует рабочих мыслить независимо на примерах изобретений Леонардо да Винчи, а системно строить культуру непрерывного совершенствования на примере подхода Александра Суворова к формированию армии.

Complex problem Solving

С Комплексным решением проблем у нас больше шансов быть успешными. Ведь мы почти всегда живем в кризисе и этот навык, на мой взгляд, развивается как говорится прямо на рабочем месте. Когда в европейских бизнес-школах я рассказываю, как мы перевозили бизнес из Донецка, сохраняли в рабочем состоянии предприятия в период активной фазы конфликта, мои однокурсники только диву даются и, как мне иногда кажется, даже несколько завидуют такой «нескучной» жизни. Пока они штудируют теорию, мы осваиваем ее через практику.

Интересным дополнением, как мне кажется, является мысль о том, что наличие непрофессионала в группе профессионалов повышает ее результативность. И вообще группа должна быть разнородная, тогда она может показать выдающиеся результаты.

Вот это нам действительно пока сложно применить. До идеи разнородности мы пока не доросли. Наш постсоветский социум пока за жесткую однородность — кто не с нами, тот против нас. И это пытаются каскадировать и на бизнес.

Creativity

Что касается последнего из топ-3 навыков, Креативности, то с ней история схожа с тем, что происходит с Критическим мышлением. Разница лишь в том, что она есть у нас в большом количестве изначально. Посмотрите на наших детей! Какие они в детстве креативные! Но к окончанию школы, после многочисленных правильных ответов, которым не может быть альтернативы и заучиванию многочисленных фактов, она куда-то улетучивается. Кроме некоторых счастливцев, которым теперь все завидуют.

Что с этим всем делать? Я думаю, что можно подумать о том, чтобы отдать инициативу в частные руки. Вот, например, в США, после безуспешных попыток преобразований на уровне государства, за дело взялась вдова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.