Единый госэкзамен в этом году пройдет в две волны. Досрочный этап начнется 21 марта, основной — 27 мая.
«В открытой базе заданий добавились вопросы по математике базового уровня ЕГЭ. Обновлен сервис, который позволяет потренироваться в устной части экзамена по иностранному языку. На 10 процентов увеличится онлайн-наблюдение на экзамене. Время хранения видеозаписи продлено до 1 марта следующего года», — рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
В этом году расширится практика печати экзаменационных материалов в пунктах сдачи экзамена.
Девятиклассникам в этом году придется сдавать не два выпускных предмета — математику и русский язык, а четыре, добавив к обязательным две дисциплины по выбору. Если по выбранным предметам школьник получит «двойку». «В этом году оценка не будет влиять на аттестат. И даже если ученик получит „два“ на предметах по выбору, аттестат ему дадут. А вот в следующем году оценка будет влиять на получение аттестата», — уточнил Сергей Кравцов.
В школах продолжится Национальное исследование качества образования. В апреле пройдет исследование по истории и обществознанию в 6 и 8 классах, в октябре — по иностранным языкам в 5 и 8 классах.
В этом году вузы получат более 500 тысяч бюджетных мест в бакалавриате, специалитете, магистратуре, аспирантуре. При этом уменьшится число бюджетных мест на экономике, юриспруденции, менеджменте. По-прежнему будут бесплатные места в негосударственных вузах.
По словам заместителя министра образования и науки Александра Климова, между негосударственными вузами распределено 1500 бюджетных мест. «Это существенно меньше, чем в прошлом году», — признал он. Замминистра объяснил, с чем связано сокращение мест: негосударственных вузов стало меньше. Многие из них предлагают экономику, юриспруденцию, менеджмент, а на эти направления подготовки сокращается госзаказ.
Некоторые вузы к началу приемной кампании могут поменять названия и стать опорными университетами, объединив несколько вузов. Опорные университеты должны разработать свои программы развития до 2020 года и получить дополнительное финансирование минобрнауки. Ни московские, ни санкт-петербургские вузы в программе создания опорных университетов не участвуют.
Что касается возможного объединения некоторых московских вузов, в том числе отраслевых, заместитель министра образования и науки России Александр Климов заметил:
«Если будут просьбы от ученых советов вузов об объединении, мы рассмотрим их. Прошло время, когда человек получал специальность железнодорожника и уходил на пенсию тоже железнодорожником. Или получал профессию горного инженера и работал до пенсии горным инженером. Сегодня все большее значение приобретают межпредметные направления и исследования, востребованные инновационной экономикой. И те университеты, где есть разные программы и направления имеют преимущество».
При этом замминистра заметил, что отраслевые вузы, безусловно, тоже станут развиваться. В ближайшее время, например, будет обсуждаться стратегия развития до 2030 года транспортных вузов. «В системе РЖД работает 1 млн человек. Такой работодатель должен активнее взаимодействовать с вузами, давать заказ на науку, конструкторские разработки», — считает замминистра.
В отраслевых вузах будет больше целевиков. В медицинских университетах и академиях сегодня учится около 50 процентов целевых студентов, которые поступили по направлениям регионов. «Есть планы по увеличению доли таких студентов с последующим трудоустройством», — пояснил Александр Климов.
Вырастет число вузов, которые проводят независимые экзамены для студентов и выпускников.