За последние несколько лет социальные сети и блоги буквально взорвали прошлые представления о журналистике. Изменилось всё: подача информации, поиск источников, стиль заголовков, профессиональная этика и многое другое. Каковы же наиболее яркие изменения принесли с собой в журналистику социальные медиа?
Ушло в прошлое представление о журналистах как о простых трансляторах фактов. Теперь гораздо более ценятся заголовок и подача материала, в которых видна личностная точка зрения на происходящее.
— Если бы меня спросили пару лет назад, то я бы наверняка сказала бы, что журналисту не к лицу высказывать свое мнение в Твиттере, — говорит Никета Пател, один из редакторов CNN. – Все мы люди, и каждый из нас может иметь собственное мнение. Это не значит, что оно претендует на безапелляционную истину, но все же иметь его не запретишь.
По мнению Лиз Херон, одного из редакторов Wall Street Journal, наиболее ценятся в социальных медиа те журналисты, кто предлагает читателю анализ ситуации, а не ограничивается простым рассказыванием истории.
Стирать свои твиты – неприлично.
Лиз Херон не так давно считала, что стирать собственные твиты – все равно что брать свои слова назад. Однако после того, как она увидела, к каким катастрофическим последствиям может привести разлетевшаяся по всему интернету опечатка или невольная ошибка, она изменила свое мнение.
Однако Никета Палет и Антонио де Роса, редактор Рейтерс, полагают, что лучше не стирать твитты, а после ошибочного разместить твит с исправленной версией прошлого сообщения.
Но бесспорно одно: если твит может быть понят хоть сколь-нибудь неверно, его требуется удалить не взирая ни на что.
Не стоит жестко диктовать линию в социальных медиа.
«Нью-Йорк Таймс» приняло решение не загонять социальные медиа всех своих авторов в жесткие рамки редакторской линии. Во-первых, это выглядит натужно и неестественно, а во-вторых, жизнь все быстро меняет, и директивы могут не успеть за меняющейся реальностью.
Если уж создавать свод правил для своих социальных медиа, то они должны просто содержать перечень запретов. Так проще и эффективнее.
Фотографии порождают новые этические проблемы.
Визуальное повествование – вот настоящий язык социальных медиа наших дней. Обилие изображений без подписи автора хороши для быстрого распространения новости, но ставят перед редакторами проблему их достоверности и авторского права.
Если уж использовать фотографии, найденные в соцсетях, то следует пройти такой путь: связать с запостившим ее лицом, узнать, откуда у него фото и реальное ли оно, спросить разрешение на использование фотографии.
На какой платформе будут развиваться будущие социальные сети?
В последнее время все большее влияние получает распространение не текстовых, а видеоновостей. Но есть определенные намеки и на то, что может возродиться голосовое повествование в новом формате.