Не шашлыком единым: Секреты управления удаленной командой

По опыту создания проектов Business Games Club ключевой вызов, который возникает при распределенной форме работы, это коммуникации внутри команды. Потому что если внедрить систему проектного управления, то само по себе управление и распределение задач — вещь подъемная и дистанционно. Люди видят свои задачи, статус, исполнение, связь событий на разных участках. Здесь вопрос в грамотной настройке. Мы в свое время остановились на тракере Redmine от компании Plan.io, но это на вкус. Естественно, при этом существует корпоративное облако для работы с общими документами, а сам тракер завязан и на облако, и на репозиторий кода ключевых проектов.

А вот вопрос внутрикомандных коммуникаций при распределенной работе стоит очень остро. Потому что какими бы сотрудники ни были хорошими, если у них нет возможности общаться, синхронизироваться, обсуждать, то теряется достаточно значимая часть эффективности. Тут мы перепробовали много всевозможного. У нас есть корпоративный Skype for Business, который, к сожалению, подходит только для одной узкой задачи — организации групповых совещаний. Именно для данной задачи — это сегодня одно из лучших решений на рынке. Но в то же время он абсолютно не удобен для групповой переписки в чатах. Понятно, что сегодня люди больше предпочитают обсуждать быстрые вопросы в чате, чем созваниваться голосом. Нам не захотелось уходить в комплексное решение #Slack, хотя снова думаем о том, чтобы рассмотреть это известное бизнес-приложение. Поэтому групповые чаты мы настроили в обычном Skype (который не бизнес), тем более в него легко приглашать партнеров и участников со стороны. Там у нас по проектам есть отдельные групповые чаты, люди подключаются к релевантным. Есть даже общий чат, где народ может обсуждать свободные темы. Забавно наблюдать, когда иногда обсуждение рабочих вопросов скатывается в темы сексуальных отношений в мире Сапковского или минимальное необходимое количество лап у паука для сохранения опции плетения паутины. Это дает возможность людям расслабиться, разгрузить мозг, лучше узнать друг друга. Учитывая то, что у нас очень творческий коллектив (а среди только сценаристов у нас авторы романов, журналисты, креативщики), то как раз для них возможность порассуждать на интересную отвлеченную тему очень важна.

В то же время сегодня этих инструментов недостаточно. Думаем над внедрением таких комплексных групповых решений как Sococo, которые позволяют фактически виртуализировать голосовое присутствие людей на работе. Но это решение имеет один минус — человек должен быть постоянно в онлайн с некоей гарнитурой на голове. Подразумевается, что фактически он все время присутствует на рабочем месте без возможности перерывов в связи. Тогда система отображает его присутствие в виртуальных рабочих комнатах и в любой момент в один клик мышки его могут присоединять к индивидуальному или групповому разговору. Решение действительно виртуализирует групповое присутствие, однако накладывает на людей обязательство быть «привязанными» к связи. К сожалению, у провайдера пока нет мобильных клиентов, и, следовательно, пользователю обязательно быть у компьютера. Пока мы не торопимся и следим за развитием этого продукта, считаю, что это решение будет довольно эффективно в дальнейшем.

Критично важный инструмент для работы, — это так называемые white boards, на которых люди могут быстро что-то рисовать: скетчи, идеи, типы интерфейсов, взаимосвязь элементов, что угодно — и показывать другим. Здесь мы пока не можем найти абсолютно идеальный инструмент в силу специфики бизнеса. Пробовали разные варианты, но все в какой-то области нас не устраивают. Начинали с корпоративного Yammer, куда выкладывались наброски и устраивалось обсуждение. За год использования он в компании так и не прижился, люди не хотят им пользоваться, не считают его комфортным. Сейчас ищем оптимальную замену виртуального white board. Большинство существующих на рынке дают возможность делать весьма условные вещи, сравнимые с тем, что есть в PPt, но они не дают легкости свободного рисования на экране. Думаем, это идея для стартапа: виртуальный white board, который позволяет свободное рисование от руки, которое сразу видят все. Для группового обсуждения смыслов, даже если это структура сценария, это была бы полезная вещь.

Несмотря на богатство инструментария для общения, мы пришли к тому, что очень правильно регулярно собирать людей вместе. Какой бы ни была распределенной команда, она должна иногда видеться живьем. Наш самый большой контентный офис находится в Киеве, он почти в полном составе собирается раз в неделю. Реже мы собираем людей из-за границы, преимущественно встречаемся в Киеве, в коворкинге или кафе. Я считаю, что какой бы качественной ни была команда, к сожалению, без живых встреч хотя бы раз в месяц сотрудничество начинает страдать. Коллектив чувствует себя брошенным, начинает хромать также качество работы. Особенно если это единичные члены команды, а у нас есть люди в Калининграде, Праге, Мюнхене. Если они не чувствуют сопричастность и их присутствие ограничивается сугубо виртуальным, то они рано или поздно начинают ощущать себя забытыми, их эффективность снижается, либо страдает видение продукта, над которым они работают. Люди должны встречаться для апдейта, обмена мнениями, живого общения.

Вообще общее видение продукта — это ключевое. Потому что визия не может быть инкапсулирована в голове фаундеров или даже верхушки команды. Либо вся команда четко видит, куда она идет, либо продукт будет кривым, косым и дорогим.

Безусловно, распределенная работа имеет огромное количество плюсов как с точки зрения экономии средств компании, так и с позиции сотрудника, который не тратит время на дорогу и работает из удобного города. Это, что мне особенно нравится, позволяет выбирать профессионалов, не ограничиваясь их возможностью приезжать в офис. Но все равно человек — животное социальное, и ему необходимо регулярно общаться с людьми.

Суммируя, назову основные элементы управления удаленной командой.

  • Обязательна качественная система Task Management. Можно советовать разные решения, но в любом случае тракер должен быть хорошим. В случае если команда разрабатывает цифровой продукт, он обязательно должен иметь автолинковку с репозиторием, где хранятся ветки этого продукта, чтобы к задачам было видно, кто и что делает сейчас.
  • Настойка каналов связи, как текстовых, так и голосовых. Их может быть несколько, главное, чтобы у сотрудников была возможность «пингануть» коллегу с коротким вопросом. Отмечу, что почта среди внутренних каналов коммуникаций занимает в сумме не более 20%. Люди общаются с помощью различных мессенджеров. Slack — наверное, одно из лучших возможных решений для команд, но и денег стоит. Кстати, есть надстройки, которые позволяют «пробрасывать» связки разных мессенджеров друг с другом.
  • Естественно, необходима организация систематических онлайн совещаний. Это редко занимает меньше часа, но необходимо для синхронизации, обсуждения текущих проектов.
  • Организация офлайн-встреч.
  • Отдельно отмечу, что я — горячий противник всяческих сомнительных teambuilding методов типа обязательных корпоративов, совместных праздников и принудительных шашлыков с алкоголем. Как показывает опыт, для высокоинтеллектуальных команд, работающих распределенно, эти вещи часто не сильно комфортны и способны ,наоборот, разрушить атмосферу в коллективе. Если хочется заниматься командообразованием, то скорее нужно придумать какие-то общие интеллектуальные мероприятия, как вариант — игры. Это могут быть просто нормальные корпоративные «посиделки» с возможностью свободной дискуссии. Нельзя пытаться насильно сделать людей близкими друзьями, если они достаточно умные и привыкли к свободе своей работы. Им можно помочь заинтересоваться друг другом, но нужно выдерживать очень тонкую грань, которая, к сожалению, на просторах СНГ часто нарушается.

    Комментирование и размещение ссылок запрещено.

    Обсуждение закрыто.