Xoлaкрaтия — этo вид мeнeджмeнтa, пoстрoeнный вoкруг принципa сaмooргaнизaции сoтрудникoв. Oнa примeнимa нe тoлькo к кoммeрчeским кoмпaниям, нo и к любoму виду oргaнизaции и xoрoшo oписaнa в книгe Reinventing organization.
Тoм Тoмисoн, идeoлoг xoлaкрaтии, кoтoрый имeeт практический опыт внедрения новой системы в бизнесе, обращает внимание, что холакратия — это ни в коем случае не отсутствие управленческой системы, это альтернатива традиционной системе менеджмента.
«Холакратия позволяет организациям выстроить свою структуру иначе, иметь альтернативу управленческой иерархии, которая использовалась сотни лет и уже якобы достигла предела своей эффективности», — отмечает Томисон.
По его словам, мы все страдаем от этой системы организации родом из 18 столетия. Холакратия же является ее альтернативой и позволяет всем работникам участвовать в управлении и структурировании организации, разрабатывать и воплощать идеи, которые позволяют быстрее достичь целей компании. Она дает возможность всем работникам креативно подходить к поиску идей для дальнейшего развития компании. Организации, которые используют холакратию, лучше справляются с любыми внешними сложностями, с которыми сталкивается общество.
Холакратия предполагает распределение ответственности вместо делегирования власти.
«Задумайтесь: насколько ваша должность описывает то, чем вы занимаетесь в данный момент?» — резонно интересуется Том Томисон.
Ключевые элементы холактарии:
- Организационная структура. Холакратия предполагает организацию работы (функций), не отдельных людей.
- Управленческий процесс. Холакратия предполагает распределение полномочий и создание организационной прозрачности.
- Операционные правила. Каждый — лидер, что предполагает быструю реакцию на вызовы, которые стоят перед компанией.
Отсутствие единого лидера не означает, что никто в компании не несет ответственности за результаты. «Ответственность трансформируется в «отслеживаемость». Если ты играешь определенную роль, от тебя ожидают определенных действий, ответственности. От тебя, как от исполнителя роли, ожидают выполнения действий, которые она предполагает. Вся работа распределена между ролями, и работники выполняют эти роли», — поясняет Томисон.
В холократии все подчинено цели, а не топ-менеджеру. Ее задача — помочь организациям быть более гибкими, быстрыми и адаптивными в достижении целей, а также максимально вовлечь и «включить» всех сотрудников для достижения этих целей.
Холактария даже более структурирована, чем традиционно иерархическая модель, где все подчинено конституции, то есть своду правил. «Холакратия приходит и заменяет эти правила новыми, конституцией. Это правила, по которым организация решает, как будет работать, распределяет полномочия, ответственность и так далее. Ни у кого нет привилегий. Все, от бывших СЕО до работников, играют по одинаковым правилам — конституции холакратии», — продолжает Томисон.
Думаете, что холакратия применима только для Банка (ПУМБ), отмечает, что выбор спикера был не случайным. «Мы живем в период стремительных изменений. Многие компании задумываются о том, какая она, новая бизнес реальность, как к ней адаптировать свою управленческую модель, какие есть новые возможности. Когда я впервые услышал о холакратии, то подумал, что это своего рода утопия, к реализации которой можно лишь стремиться. Но потом я побывал в такой компании и был просто шокирован энергетикой людей, которые в ней работают», — рассказывает Сергей Черненко.
«Чтобы менять компанию, нужно меняться самому и становиться представителем нового типа лидеров, который создает систему в компании, где сотрудники если и увольняются, то мигрируют в статус партнера или клиента. Учитесь работать по-новому, не так, как считалось правилом и нормой», — резюмирует Ирина Рубис, генеральный директор Ekonomika Communication Hub .
Справка
Первый Украинский Международный Банк (ПУМБ) входит в группу крупнейших банков Украины и является универсальным