Учeныe oткрыли мexaнизмы, кoтoрыe пoзвoляют рaстeниям рaзвивaться в oчeнь рaдиoaктивнoй срeдe пoдoбнo тoй, чтo в Чeрнoбылe. Oни исслeдoвaли сeмeнa сoeвыx бoбoв и льнa, вырaщeнныx в мeстнoсти oкoлo чeрнoбыльскoгo ядeрнoгo рeaктoрa, кoтoрый взoрвaлся в 1986 году.
Научно-исследовательская группа сообщает, что растения могут иметь врожденную способность справляться с радиоактивностью. Анализ уже опубликован в журнале Environmental Science and Technology journal. Один из исследователей предполагает, что такие механизмы уходят корнями глубоко в древность, когда ранние формы жизни были подвергнуты более высоким уровням естественного излучения.
Если случается бедствие, растения не могут переместиться в лучшие условия, они или приспосабливаются, или умирают. Когда, 26 апреля 1986 года, один из реакторов на ядерной электростанции Чернобыля взорвался, говорили, что авария была самым сильным ядерным бедствием в истории человечества. Погибло огромное количество людей, сотни стали жертвами острых заболеваний в результате облучения.
Целое население промышленного города Припять, которое являлось рабочей силой электростанции, было эвакуировано. Многие считали, что область будет оставаться безжизненной на протяжении поколений. Почти четверть столетия Припять оставалась городом — призраком. Но, несмотря на пустынные улицы, почва не пустовала – растения вернулись к жизни.
Возрождение экосистемы Припяти вопреки заражению завоевало внимание всего научного мира, и в 2005 году даже был опубликован доклад о феномене. Затем, в 2007 году, группа исследователей, надев маски, очки и перчатки решили исследовать, как растениям удалось сохраниться. Они вступили на земли запретных областей и посадили семена соевых бобов и льна в очень зараженной области, всего несколько километров от места аварии, в окрестностях Припяти. Затем они посеяли тот же тип семян в контрольной области незараженного региона около города Чернобыль.
Один из исследователей, Мартин Хэдждач (Martin Hajduch) из Словацкой Академии Наук, сообщил Новостям Би-Би-Си, что если предшествующие исследования проанализировали процесс видоизменения генов в результате радиоактивности, то его группа хотела сделать что-то немного иное.
Они захотели исследовать молекулярные механизмы, позволяющие растениям приспосабливаться к такой зараженной среде. Чтобы реализовать этот план, они подождали, пока растения выросли и произвели новые семена и затем изучили их белки.
«Мы решили применить метод названный «протеомикс» (proteomics), способный опознавать сотни белков» – сказал Д-р Хэдждач.
Он объяснил, что «протеомикс» – это изучение белков, жизненно важной части всех живых организмов. Слово «протоген» – в действительности смесь «протеина» (белка) и «гена» и описывает целый комплект белков, произведенных генами организма.
«Белки являются отпечатками пальца метаболической деятельности. И так как мы сравниваем белки из семян урожая этих двух областей, мы видим одно и то же те в обоих типах семян».
Он сказал, что даже если и соевые бобы, и лен приспособились одинаково хорошо к зараженной среде, они делали это немного разными способами. «В соевом бобе, мы обнаружили мобилизацию семенных белков и процессы аналогичные тем, которые мы видим в растениях, когда они приспосабливаются к среде с высоким уровнем тяжелых металлов» – объяснил он. «Во льне это происходило по-другому. Мы видели больше белков включенных в выделение клетки, например».
Ученый отметил, что существуют, вероятно, исторические причины тому, что растения приспособились к условиям с повышенными уровнями излучения.
«Это просто невероятное как быстро эта экосистема приспособилась» – сказал он.
«Должно быть, существуют некоторые типы механизмов, который уже есть внутри растений, так как радиоактивность всегда присутствовала здесь на Земле, с самих ранних этапов образования нашей планеты». Только мы расскажем интересные новости во всех подробностях.
українська версія: Рослини в Чорнобилі пристосувалися до радіоактивної середовищі