Усиливающаяся интернационализация науки и образования, а также расширение глобального информационного пространства приводят к тому, что конкуренция между вузами становится такой же серьезной, как в большом бизнесе. Значит, университеты должны играть по правилам больших корпораций – создавать новые рынки, а не конкурировать на уже существующих, считает Джамиль Салми, эксперт по инициативам академического превосходства, выступивший в НИТУ «МИСиС» на XIV семинаре-конференции Проекта 5–100.
В слепом использовании рейтингов, как основного инструмента оценки деятельности вузов, кроется главная опасность – стремление к имитации успешных кейсов. Но в мире может быть только один Гарвард или Оксфорд, подражать которым нет смысла. Университетам нужно следовать стратегии «голубого океана» – не пытаться имитировать лидеров, а искать собственную нишу и создавать новые рынки.
«Ваша главная стратегия должна заключаться в разработке плана достижения вашей цели. После разработки стратегии, опираясь на совокупность нескольких показателей, нужно двигаться к цели. Вы должны понять, в какой области хотите быть лидером. Проект 5–100 даёт возможность не только привлекать международных учёных, но также стимулировать молодых учёных, мотивировать их к развитию и проведению успешных исследований», – отметил Джамиль Салми.
У российских вузов есть стратегически важное преимущество, которое отличает их от всего остального мира – узкая специализация, которая складывалась на протяжении десятилетий. По словам Фила Бейти, редактора Times Higher Education World University Rankings, «российские вузы ориентированы на более узкие и конкретные специализации. И это даёт университетам возможность быстрого роста в рейтингах. Одним из важных конкурентных преимуществ НИТУ «МИСиС» является то, что университет специализируется на определённых областях».
НИТУ «МИСиС» выбрал своим стратегическим прорывным направлением материаловедение. Это одна из самых перспективных, востребованных, и в то же время сложных отраслей, за которой будущее современной науки. В результате открытых международных конкурсов созданы новые научно-исследовательские лаборатории, каждую из которых возглавил учёный с мировым именем, известный своими достижениями в определенной научной сфере.
Университет не просто развивает узкоспециализированное материаловедческое направление, но создает центры превосходства, которые работают на его развитие и продвижение: совместная программа НИТУ «МИСиС» с Кембриджским университетом по изучению английского языка Touchstone@misis; единственный в России FabLab, сертифицированный в MIT; коллаборации западных и российских учёных в совместных проектах; сотрудничество в рамках проекто-ориентированного подхода с лидерами российского и зарубежного бизнеса.
Как сказал Фил Бейти, оценивая результаты работы университета, «такие университеты, как НИТУ «МИСиС», хорошо известны по всему миру, потому что они уже появились и в Times Higher Education Ranking, и в материалах ведущих научных СМИ. Конечно, для того, чтобы достичь таких результатов, пришлось изрядно потрудиться, потратив много сил и времени на укрепление репутации и увеличение количества и качества публикаций».
НИТУ «МИСиС» как принимающая сторона, представил университетам-победителям Проекта 5–100 свои лучшие практики, среди которых создание на средства мегагрантов двух ведущих лабораторий университета: «Неорганические наноматериалы», под руководством профессора Дмитрия Гольберга и «Моделирование и разработка новых материалов», под руководством профессора Игоря Абрикосова. Эти лаборатории, занимающиеся материаловедением, представляют собой синтез теоретического и практического направлений: создание новых материалов и их теоретическое обоснование. Такой подход позволил вузу выйти на качественного новый уровень как в исследованиях, так и в публикационной активности.
По словам ректора НИТУ «МИСиС» Алевтины Черниковой, «залог успеха нашего университета – это системная, слаженная работа всего коллектива, правильно выбранная стратегия, изменение организационной структуры, усиление традиционных направлений (материаловедения, металлургии, горного дела), открытие новых научно-исследовательских лабораторий и научных центров, привлечение талантливых учёных с мировым именем и поиск одаренных, мотивированных студентов».