Родители, скончавшиеся от самоубийства, как известно, обнаруживают у себя психические проблемы. Повышенный риск самоубийства после этого выявлен и у осиротевшего ребенка. Однако, малоизвестно о долгосрочных рисках самоубийства после смерти родителей от других причин. Результаты исследования опубликованы в журнале «JAMA психология».
В западных обществах, 3-4% детей переносят смерть родителей. Это одно из самых стрессовых и потенциально вредных жизненных трагедий в детстве. В то время как большинство детей и подростков приспосабливается к потере родителя, у других развиваются социальные и психологические проблемы.
Для того чтобы лучше понять эти факты, и с целью улучшения мер по профилактике самоубийств, доктор Гулдин из Университета Орхуса, Дания, и коллеги отслеживали данные детей из трех скандинавских стран, вплоть до 40 лет. Они предположили, что непреднамеренные и суицидальные смерти родителя плюс общие гены увеличивают риск самоубийства для потомков.
Они использовали общенациональные данные регистра с 1968 по 2008 годы по Дании, Швеции и Финляндии.
Всего база содержала 7,3 млн. детей. Из них 189 094 ребенка (2,6%), чей родитель скончался до наступления совершеннолетия ребенка (18-ти лет). Во вторую группу включили детей, чьи родители не умирали до исполнения 18 лет ребенку, они составляли контрольную группу.
Смерть родителя, оказалась связанной с повышенным риском самоубийства потомства, который продолжался не менее 25 лет после смерти родителей. Авторы обнаружили, что 265 лиц (0,14%) из первой группы скончались от суицида. В контрольной группе скончалось всего 0,07%, в два раза меньше. Абсолютный риск самоубийства составил 4 на 1000 человек для мальчиков и 2 на 1000 человек для девочек.
Риск самоубийства был высоким не только у детей, чьи родители скончались от суицида, но и у тех, родители которых умерли от других причин. Большинство летальных случаев составили мальчики, чьи матери умерли вследствие суицидальной попытки, а также первенцы, и те, чей родитель скончался до достижения шестилетнего возраста ребенка. Авторы говорят, что последствия смерти родителей имеют отдаленные последствия и долгосрочный риск самоубийства, который может быть следствием условий жизни в ранние годы.
Исследователи отмечают, что своевременная помощь в преодолении утраты, поможет ребенку значительно снизить долговременные риски.